Регионы

Сергей Яковлев: Я «Белый Шквал» уже давно не называю любительской командой. Наша цель – шагнуть чуть–чуть дальше. Это захватывает!

Олег Морозов, фото: Борис Татаринов. Пресс-служба Ночной хоккейной лиги 19 ноября 2018, 15:00

Московский «Белый Шквал» с чувством, толком и расстановкой прокладывает себе путь наверх по московской «Лиге Надежды», и в этом сезоне дебютировал уже в первой группе – начал с двух поражений, но затем – три победы и уже третье место с минимальным отставанием от второго: а команда эта непростая, любительская по статусу, но по–настоящему профессиональная по подходу – насколько это так, становится ясно из интервью Сергея Яковлева, основателя и руководителя учебно–тренировочного центра «Белый Шквал» и главного тренера, по сути, целых трех команд в столичной Ночной Лиге.

– Центр существует с 2010 года, в нем проходят обучение игроки с разным уровнем подготовки. Есть группы для совсем начинающих, есть для тех, кто уже уверенно стоит на коньках. При Центре играет три команды в Ночной Лиге – в этом сезоне первая команда, «Белый Шквал» играет в первой группе, «Белый Шквал–2» – в седьмой, а третий наш коллектив – это корпоративная команда «Тетра Пак», она тоже входит в структуру УТЦ, играют они, соответственно, в восьмой группе московской «Лиги Надежды», – рассказывает Сергей Яковлев.

– Серьезная структура. Три команды.

– Вообще мы планировали на этот сезон даже больше (усмехается) – сделать четыре команды. Но не добрали людей. Получилось, что на четыре команды было мало человек, а на две – много. Остановились на трех. Но, уверен, что в следующем году будет у нас четыре команды – желающие играть уже есть. Он сейчас для практики играют в других лигах.

– А для «40+», когда он будет в Москве в следующем году, не думаете собрать команду?

– Сейчас мы, в первую очередь, думаем не о «40+», а о поездке в Сочи. Да, выиграть дивизион и поехать на Финал Фестиваля. А так–то, конечно, мы хотим играть везде, но пока наш главный приоритет – «Белый Шквал» в «Лиге Надежды». Знаете, навскидку я не вспомню ни одну команду, которая поднялась бы за три года из пятой группы в первую. А мы это сделали.

– Вы принимаете участие в тренировочном процессе всех трех команд, Сергей Александрович?

– Второй тренер, Николай Николаевич Никулин, тоже принимает значительное участие. Например, команду «Тетра Пак» тренирует он. Вторую команду – где–то поровну у нас с ним получается, потому что они базируются на разных катках. В Медведково и в ледовом комплексе «Радужный». Ту часть, которая тренируется в Медведково, тренирует Николай, в «Радужном» – я. Сейчас еще один тренер хороший пришел в Центр, работает, помогает. Кадры расширяем, ведь работать есть с кем.

– Чему уделяется больше всего внимания при подготовке хоккеистов «Белого Шквала»?

– В первой команде у нас общая структура работы ни от кого не скрывается – многие это видят, тем более что и в интернете это выкладывается, игроки между собой общаются. Секрет, разве что, схемы, которые готовятся для игровых звеньев. Одна из наших особенностей подготовки к играм –  у нас тренеры выезжают на матчи соперников и делают техническую съемку. Потом мы делаем подробный анализ, видеонарезку того, как каждое звено у соперника действует. Иногда мы о соперниках, об их игре знаем больше, чем они сами (улыбается). В том смысле, что иногда хоккеисты играют в сложившейся манере как–то подсознательно, не анализируя это. А мы за такими вещами смотрим, и получается, что мы можем методологически описать, как играет соперник, а он сам – нет. 

– Свои действия, наверняка, еще подробнее разбираются?

– Наши матчи мы тоже снимаем, делается анализ, ведется статистика – всё как у профессионалов. У нас есть отдельный ресурс для этого, и мы ведем подсчет вбрасываний, бросков, считаем даже коэффициент Corsi. По каждому звену, по каждому игроку. У нас две тренировки в неделю, перед одной из них у нас сорокаминутное теоретическое занятие – на большом экране разбираются ошибки с прошлой игры, затем идет та самая нарезка с действиями соперника. После этого каждое звено, которое выйдет на матч, получает персональное задание. Мы, как правило, играем конкретным звеном против конкретного звена соперника. Разумеется, всё предугадать невозможно, какие–то корректировки вносятся непосредственно в процессе игры. Если соперник меняет состав – перестраиваемся и мы. В итоге у нас все четко знают, что им надо делать в течение шестидесяти минут матча.  

– Серьезный подход! Но в любительском хоккее – и об этом говорят многие – есть проблема, что игроки не всегда могут, например, посещать тренировки и матчи. Сильно это мешает вашей работе?

–  Конечно, в любительском хоккее есть подобное. Но я «Белый Шквал» уже давно не называю любительской командой. Мы, по сути, полупрофессионалы. И тренировки у нас обязательные. Если игрок не посетил одну из тренировок, то он в состав на следующую игру просто не проходит. Помимо обязательных тренировок игроки у нас в течение недели приходят на дополнительные занятия, работают над своей техникой. Это дает свои плоды в матчах. В итоге наши игроки от хоккея не просто получают удовольствие, но и ощущают себя настоящими хоккеистами в полной мере – не только на льду, но и в течение недели.

– Помимо тренеров, в штаб «Белого Шквала» входят ведь и другие специалисты?

– Мы, похоже, едва ли не единственная команда Ночной Лиги в Москве, у которой есть свои врач и сервисмен. Я, честно говоря, и не представляю, как другие команды справляются без этого. Те же мелкие травмы – они ведь постоянны на этом уровне. Так что врач должен не просто уметь нашатырь дать. Наш доктор – настоящий врач–профессионал, работавший в разных клиниках. У нашего сервисмена тоже есть все необходимое для ремонта любой экипировки – заклепки, ремкомплекты для шлемов, лезвия для коньков, запасные визоры. Всё должно быть профессионально! – это, если хотите, наш девиз.

– А еще у вас есть летние учебно–тренировочные сборы.

– Совершенно верно!. Последние три года мы ездим в Белоруссию, а до того проводили сборы и в Чехии, и под Питером. Здесь, конечно, уже сложнее, чем с тренировками – отпуски летом, сами понимаете, ограничены, людям хочется и с семьями отдохнуть. Выезжают на сборы не все. Но действительно, мы один из немногих клубов, где любители выезжают на сборы. Длятся сборы, к слову, у нас две недели, по три тренировки в день.

– Выходит, ваша цель создать команду, которая будет любительской, но, в то же время, во всем профессиональной?

– Наша цель. Да, мне работа в таком ключе доставляет удовольствие. Я так вижу хоккей. Но меня окружают люди, которым это тоже близко. Конечно, не всем по душе столь жесткий подход, дисциплина строгая. Кто–то уходит из команды, понимая, что целый сезон они здесь не выдержит, не смогут чем–то жертвовать в жизни ради хоккея. Никаких проблем. Но у нас без этого никак – мы видим хоккей не как времяпрепровождение, после всех дел. Мы видим игру на одном уровне с работой, семьей, чтобы хоккей не был на вторых ролях. И от игроков мы требуем того же. С каждым годом единомышленников становится все больше. Так что есть и те, которые, наоборот, приходят к нам из других команд, в поисках именно такого серьезного подхода. Чтобы оторваться от чистого «любительства». Шагнуть чуть–чуть дальше, и посмотреть, как все работает в профессиональном хоккее. Это захватывает!

– И «Белый Шквал» существует не только для развития хоккеистов, но и для результата.

– Первая команда играет только на результат, конечно. Но перед этим сезоном в первой группе «Лиги Надежды» у нас сильно обновился состав, на старте сезона было много травм, и мы только к ноябрьским матчам стали подходить оптимальным составом. Отсюда и поражения, которые были у нас на старте Отборочного этапа.

– А еще вы впервые играете в первой группе. Что скажете про уровень тунира?

– Конечно, здесь нет слабых команд. Все играют уже не первый год, спиной чувствуют друг друга. Нам такого опыта пока немного, признаюсь, не хватает. Мы будем стараться выигрывать, постараемся занять более высокое место.

– И вы сказали, что подумываете побороться за «путевку в Сочи», так?

– Конечно, все хотят в Сочи – нет смысла идти на соревнования, если ты не ставишь перед собой цель выиграть их. Но вместе с тем мы понимаем, что в первый год у нас идет пока только адаптация – мы играли в разных группах, и я могу ответственно сказать, что первая группа сильно отличается от остальных групп, и под это надо перестроиться. А сейчас ведь за Сочи сразятся еще и победители остальных групп – раньше–то всё решалось исключительно в первой, так что здесь и собрались самые сильные игроки и команды.

– В чем главное, на ваш тренерский взгляд, отличие первой группы от нижних?

– Там много команд играет в «бей–беги». А тут уже везде тактический хоккей. В него очень интересно играть (улыбается).

– То есть, «Белый Шквал» в высшей группе московской «Лиги Надежды» – это надолго?

– После того, как мы попробовали свои силы здесь, «спускаться» обратно в группы ниже уже не хочется. Если бы так по каким–то причинам произошло, я бы на матчи с потухшими глазами приходил. Третью группу мы уже выигрывали, во второй были в плей–офф, а повторять одно и то же – это тяжело и неинтересно. Мы мотивированы тем, что мы в первой группе, видим новые горизонты только здесь.

– Вы ведь выступали и в других лигах Москвы, в том числе в тех, в которых куда более широкий допуск игроков – и бывшие мастера играют, и действующие юниоры. Почему вы выбрали Ночную Лигу с ее строгим Регламентом?

– Если говорить об уровне команд, то везде можно найти «в среднем» схожие по силе команды. Но в Ночной Лиге лучше организация. И здесь больше чистого спорта. Так что для себя мы выбор сделали. Нам важно находиться в Лиге, где возможен системный подход. А вообще у меня есть такая мечта – сделать сборную Ночной Лиги и устроить международные соревнования национальных сборных команд любителей (улыбается).

– Откуда их взять, эти сборные?

– Надо создавать во всех странах странах свои ночные лиги (смеется).

Загружаю данные...